Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.
Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Мне хотелось бы охватить многое, хотя углубленно заниматься всем одновременно невозможно. И меня, музыкального руководителя с 16-летним стажем привлекает театрализация. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.
В течение последних 3 лет я работаю по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".
Суммарно педагогические идеи этих авторов использую в следующем контексте. Путь становления творческой личности труден и сложен. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать, пойти придётся немалый путь. Темп прохождения этого пути у каждого ребёнка разный. Важно набраться терпения, не ускорять, не подгонять, не спешить давать готовые решения, не "кормить" ребёнка пережеванной "духовной пищей". Всем известна истина: "Принуждение – враг творчества". Творческое развитие возможно только при наличии у ребёнка положительной мотивации. Поэтому, важным моментом в процессе организации развивающих занятий в детском саду является создание мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста.
Психологи отмечают, что именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, как взрослый.
Театрализованная деятельность даёт большой простор для творческих проявлений ребёнка. Она развивает творческую самостоятельность детей, побуждает к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.
Для того, чтобы мои воспитанники проявили творчество, я обогатила их жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дала необходимые умения и знания. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому, очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.
"Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые" (В. А. Сухомлинский).
В своей деятельности я опиралась на положения концепции модернизации Российского образования, на программу "Театр – Творчество – Дети" авт. Н. Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович.
Актуальность избранной мной темы на современном этапе очевидно: педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являя одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться её главных принципов: развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребёнка может быть понято как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый - педагог, в данном случае – Я, музыкальный руководитель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.
Целью данной работы является: формирование художественно-эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.
Задачи
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;
формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
развивать формирование простых навыков творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
Основной идеей моей работы является формирование у детей представление о театре, о разных видах театрального искусства, приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности,
способностям проявлять творчество в различных видах деятельности.
Мною были определены основные принципы, которые легли в основу опыта:
1. Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи моей работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.
2. Принцип систематичности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу – играя», прививая знания, умения и навыки на практике.
3. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
4. Принцип наглядности обучения. Я продумываю:
дидактические цели исследования наглядности,
методику показа,
количество наглядности и последовательность демонстрации,
сочетание определённых видов наглядности,
включение детей в анализ наблюдаемых объектов,
соблюдение требований культуры показа и к оформлению
наглядности.
5. Принцип интегрированного подхода. Предлагаю план совместной работы с воспитателями, педагогом по изобразительной деятельности, по физической культуре, с учителем-логопедом, с хореографом.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяю ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. В процессе работы побуждаю детей к самостоятельному поиску, импровизации.
7. Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяю на практике; осуществляя индивидуально – дифференцированный подход в процессе каждого занятия.
Основной целью занятий по театрализованной деятельности является развитие творческих способностей детей, их эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.
Подбирался, анализировался и составлялся музыкальный, игровой, литературный репертуар, разрабатывалась тематика каждого занятия. В процессе подготовки была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа, программы Н.А.Ветлугиной, Э.П.Костиной, Е.А.Дубровской, а так же методические разработки А.И. Бурениной, Н.Сорокиной, А.В.Щеткиной, Г.П.Новиковой.
Был разработан тематический план театрализованных занятий.
Подбирались методы и приемы работы. К традиционным методам (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые используются на занятиях, были добавлены:
метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;
метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
метод деятельностного освоения музыкального языка, основанного на элементарном музицировании, способствующего пониманию и развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника.
В содержание работы по театрализованной деятельности включаю:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
упражнения для социально-эмоционального развития детей;
коррекционно-развивающие игры;
упражнения по дикции, ритмодекламация;
задания для развития речевой интонационной выразительности;
игры-превращения ("учим владеть своим телом"), образные упражнения;
упражнения на развитие детской пластики;
ритмические минутки (логоритмика);
пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения;
упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
театральные этюды;
отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Успешным занятием театрализованной деятельностью в нашем детском саду способствуют:
специальное помещение со сценой и зрительным залом;
костюмы и декорации;
магнитофон, кассеты;
детские музыкальные инструменты;
различные атрибуты к занятиям;
наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширм;
работа в кружке "Театральная карусель"
Работая над артистическими способностями детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого я фиксирую результаты:
-
диагностика (октябрь – январь – май);
-
постановка кукольных спектаклей;
-
драматизация сказок;
-
проведение праздников (в течение года), конкурсов, концертов.
Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Руководствуясь требованиями к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении о создании условий для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности, о приобщении детей к театральной культуре, воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных занятий.
Рекомендую воспитателям проводить предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения, просмотр диафильмов. Это помогало более рационально использовать время на занятиях, что решило проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.
Моя работа как руководителя кружка «Театральная карусель» строится в тесном контакте с профильными специалистами: руководителем кружковой работы по изобразительной деятельности, учителем - логопедом, инструктором по физической культуре, хореографом, которые помогали детям в разучивании стихов, развитии пластики, изготовлении атрибутов к играм и сценкам.
В соответствии со сказанным я выделяю следующие формы работы с педагогами:
творческая мастерская;
театральная гостиная;
основы режиссуры;
проведение праздников, досугов и развлечений на основе театрализованной деятельности.
Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, музыкальных занятий помогает снизить нагрузку на детей, повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
основы домашнего театра;
мастерство руководства игрой;
обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;
театральная гостиная;
творческая мастерская;
совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;
консультации по вопросам творческого развития детей;
родительские собрания;
дневник достижений.
Во взаимодействии всего педагогического коллектива в сотворчестве с родителями и детьми в ходе подготовки к занятиям создавалась предметно - развивающая среда "Лаборатория удивительных вещей": "Волшебный плащ и палочка", книга сказок и зеркало, чудесные яблочки, черевички – всё это предметы, с помощью которых происходило перевоплощение в разные образы. Они помогали моим воспитанникам попасть в другую игровую ситуацию. "Говорящая шляпа" была не заменима в общении с застенчивыми детьми. Надевая её, ребенок входил в тот или иной образ. А если вдруг у него не получалось – не беда: просто шляпа ошибалась. "Мыльные пузыри" были прекрасным средством воображаемого передвижения в игровом мире и замечательным тренажером для развития дыхания. "Покрывало – невидимка" превращало всем знакомую игру "Угадай, кого не стало" в увлекательнейшее действие. Из «волшебного чемоданчика каждый раз появлялись сказочные вещи: музыкальные инструменты, картинки, грим.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Работу по театрализованной деятельности в детском саду считаю успешной, потому что в душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты, именно занятия театрализованной деятельностью помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Считаю важным в своей работе заниматься с детьми каждый день: это игра; и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.
В процессе работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощёнными, а если умело поставить вопросы – учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Моя задача как педагога-практика побуждать ребёнка "увидеть, удивиться, рассказать".
Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.
Я считаю, что театрализованная деятельность детей помогает мне решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Мне как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Совместно с воспитателями и родителями в детском саду для того, чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер, сделано много кукол разных систем, музыкально-дидактических игр, имеются театры различного вида. Накоплено много методической и нотной литературы; имеются комплекты аудиокассет "Народная музыка", "Классическая музыка"; музыка из детских мультфильмов: использую в работе различные слайды.
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Необходимость контакта и систематизирования её в едином педагогическом процессе очевидна.
Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:
-
Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность.
-
У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).
-
Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
-
У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, видодеятельности, речи).
-
У детей появилось желание придумать рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д.
-
У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода. Причём такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели.
Три года назад высокая – 33, 5%;
средняя – 40, 5%
низкая – 26%
На данный период высокая – 61%
средняя – 30%
низкая – 9%
Я, как педагог, занимаясь по данной системе театрализованной деятельностью, получаю удовольствие, радость, от самого процесса совместной творческой деятельности.
Литература
-
Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович. Программа по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства "Театр-творчество-дети".
-
А.Е.Антипина. "Театрализованная деятельность в детском саду, Игры, упражнения, сценарии". М.: Сфера, 2006 г.
-
Л.В.Артёмова. "Театрализованные игры дошкольников". М.: Просвещение, 1991 г.
-
О.А.Куревина. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей. М.: Линка-пресс, 2003 г.
-
А.И.Буренина. "Ритмическая мозайка. Программа по ритмической пластике детей". С-Пб, 2000 г.
-
О.Радынова. "Музыкальные шедевры. Система занятий".
-
М.Картушина. "Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет". М.: Сфера, 2005 г.
-
О.В.Гончарова "Театральная палитра".
-
"Что такое театр". Практическое пособие. М.: Линка-пресс, 1997 г.
-
Т.Н.Караманенко. "Кукольный театр – детям". М.: Просвещение, 1982 г.
-
З.Роот. "Песенки и праздники для малышей, Сценарии, ноты". М.: Айрис-пресс, 2005 г.
-
Выготский А. С. "Воображение и творчество в детском возрасте" - М., Просвещение, 1991.
-
Воронова В. Я. "Творческие игры старших дошкольников" - М., Просвещение, 1971.
-
Фесюкова Л. Б. "Воспитание сказкой" - Просвещение, 1990.
-
Казакова Т. Г. "Развивайте у дошкольников творчество" - М., Просвещение, 1985.
-
Синицына К. С. "Умные сказки" - М., Просвещение, 1997.
-
Буренина А. "Театр всевозможного".
-
Авторская методика Л.В.Гераскиной "От этюда к спектаклю".
-
Авторская методика Т.А.Боровик "Пути педагогического творчества".
-
О.В.Гончарова "Театральная палитра". Программа художественно- эстетического воспитания.