Музыкальный руководитель Шестакова Людмила

Опыт работы музыкального руководителя, или Театр в жизни детей

 Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.

Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Мне хотелось бы охватить многое, хотя углубленно заниматься всем одновременно невозможно. И меня, музыкального руководителя с 16-летним стажем привлекает театрализация. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.

В течение последних 3 лет я работаю по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Суммарно педагогические идеи этих авторов использую в следующем контексте. Путь становления творческой личности труден и сложен. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать, пойти придётся немалый путь. Темп прохождения этого пути у каждого ребёнка разный. Важно набраться терпения, не ускорять, не подгонять, не спешить давать готовые решения, не "кормить" ребёнка пережеванной "духовной пищей". Всем известна истина: "Принуждение – враг творчества". Творческое развитие возможно только при наличии у ребёнка положительной мотивации. Поэтому, важным моментом в процессе организации развивающих занятий в детском саду является создание мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста.

Психологи отмечают, что именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, как взрослый.

Театрализованная деятельность даёт большой простор для творческих проявлений ребёнка. Она развивает творческую самостоятельность детей, побуждает к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.

Для того, чтобы мои воспитанники проявили творчество, я обогатила их жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дала необходимые умения и знания. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому, очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

"Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые" (В. А. Сухомлинский).

В своей деятельности я опиралась на положения концепции модернизации Российского образования, на программу "Театр – Творчество – Дети" авт. Н. Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович.

Актуальность избранной мной темы на современном этапе очевидно: педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являя одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться её главных принципов: развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребёнка может быть понято как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый - педагог, в данном случае – Я, музыкальный руководитель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

Целью данной работы является: формирование художественно-эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

Задачи

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;

формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;

развивать формирование простых навыков творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.

Основной идеей моей работы является формирование у детей представление о театре, о разных видах театрального искусства, приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности,
способностям проявлять творчество в различных видах деятельности.

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу опыта:
1. Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи моей работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.
2. Принцип систематичности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу – играя», прививая знания, умения и навыки на практике.
3. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
4. Принцип наглядности обучения. Я продумываю:

дидактические цели исследования наглядности,

методику показа,

количество наглядности и последовательность демонстрации,

сочетание определённых видов наглядности,

включение детей в анализ наблюдаемых объектов,

соблюдение требований культуры показа и к оформлению

наглядности.

5. Принцип интегрированного подхода. Предлагаю план совместной работы с воспитателями, педагогом по изобразительной деятельности, по физической культуре, с учителем-логопедом, с хореографом.
6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяю ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. В процессе работы побуждаю детей к самостоятельному поиску, импровизации.
7. Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяю на практике; осуществляя индивидуально – дифференцированный подход в процессе каждого занятия.

Основной целью занятий по театрализованной деятельности является развитие творческих способностей детей, их эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.

Подбирался, анализировался и составлялся музыкальный, игровой, литературный репертуар, разрабатывалась тематика каждого занятия. В процессе подготовки была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа, программы Н.А.Ветлугиной, Э.П.Костиной, Е.А.Дубровской, а так же методические разработки А.И. Бурениной, Н.Сорокиной, А.В.Щеткиной, Г.П.Новиковой.

Был разработан тематический план театрализованных занятий.

Подбирались методы и приемы работы. К традиционным методам (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые используются на занятиях, были добавлены:

метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;

метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.

метод деятельностного освоения музыкального языка, основанного на элементарном музицировании, способствующего пониманию и развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника.


В содержание работы по театрализованной деятельности включаю:

просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

упражнения для социально-эмоционального развития детей;

коррекционно-развивающие игры;

упражнения по дикции, ритмодекламация;

задания для развития речевой интонационной выразительности;

игры-превращения ("учим владеть своим телом"), образные упражнения;

упражнения на развитие детской пластики;

ритмические минутки (логоритмика);

пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения;

упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

театральные этюды;

отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.


Успешным занятием театрализованной деятельностью в нашем детском саду способствуют:

специальное помещение со сценой и зрительным залом;

костюмы и декорации;

магнитофон, кассеты;

детские музыкальные инструменты;

различные атрибуты к занятиям;

наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширм;

работа в кружке "Театральная карусель"

Работая над артистическими способностями детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого я фиксирую результаты:

  1. диагностика (октябрь – январь – май);

  2. постановка кукольных спектаклей;

  3. драматизация сказок;

  4. проведение праздников (в течение года), конкурсов, концертов.

Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Руководствуясь требованиями к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении о создании условий для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности, о приобщении детей к театральной культуре, воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных занятий.

Рекомендую воспитателям проводить предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения, просмотр диафильмов. Это помогало более рационально использовать время на занятиях, что решило проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.

Моя работа как руководителя кружка «Театральная карусель» строится в тесном контакте с профильными специалистами: руководителем кружковой работы по изобразительной деятельности, учителем - логопедом, инструктором по физической культуре, хореографом, которые помогали детям в разучивании стихов, развитии пластики, изготовлении атрибутов к играм и сценкам.
В соответствии со сказанным я выделяю следующие формы работы с педагогами:

творческая мастерская;

театральная гостиная;

основы режиссуры;

проведение праздников, досугов и развлечений на основе театрализованной деятельности.

Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, музыкальных занятий помогает снизить нагрузку на детей, повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:

основы домашнего театра;

мастерство руководства игрой;

обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;

театральная гостиная;

творческая мастерская;

совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;

консультации по вопросам творческого развития детей;

родительские собрания;

дневник достижений.

Во взаимодействии всего педагогического коллектива в сотворчестве с родителями и детьми в ходе подготовки к занятиям создавалась предметно - развивающая среда "Лаборатория удивительных вещей": "Волшебный плащ и палочка", книга сказок и зеркало, чудесные яблочки, черевички – всё это предметы, с помощью которых происходило перевоплощение в разные образы. Они помогали моим воспитанникам попасть в другую игровую ситуацию. "Говорящая шляпа" была не заменима в общении с застенчивыми детьми. Надевая её, ребенок входил в тот или иной образ. А если вдруг у него не получалось – не беда: просто шляпа ошибалась. "Мыльные пузыри" были прекрасным средством воображаемого передвижения в игровом мире и замечательным тренажером для развития дыхания. "Покрывало – невидимка" превращало всем знакомую игру "Угадай, кого не стало" в увлекательнейшее действие. Из «волшебного чемоданчика каждый раз появлялись сказочные вещи: музыкальные инструменты, картинки, грим.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Работу по театрализованной деятельности в детском саду считаю успешной, потому что в душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты, именно занятия театрализованной деятельностью помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Считаю важным в своей работе заниматься с детьми каждый день: это игра; и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.

В процессе работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощёнными, а если умело поставить вопросы – учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Моя задача как педагога-практика побуждать ребёнка "увидеть, удивиться, рассказать".

Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.

Я считаю, что театрализованная деятельность детей помогает мне решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Мне как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Совместно с воспитателями и родителями в детском саду для того, чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер, сделано много кукол разных систем, музыкально-дидактических игр, имеются театры различного вида. Накоплено много методической и нотной литературы; имеются комплекты аудиокассет "Народная музыка", "Классическая музыка"; музыка из детских мультфильмов: использую в работе различные слайды.

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Необходимость контакта и систематизирования её в едином педагогическом процессе очевидна.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

  1. Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность.

  2. У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).

  3. Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

  4. У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, видодеятельности, речи).

  5. У детей появилось желание придумать рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д.

  6. У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода. Причём такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели.

Три года назад высокая – 33, 5%;
средняя – 40, 5%
низкая – 26%
На данный период высокая – 61%
средняя – 30%
низкая – 9%

Я, как педагог, занимаясь по данной системе театрализованной деятельностью, получаю удовольствие, радость, от самого процесса совместной творческой деятельности.

Литература

  1. Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович. Программа по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства "Театр-творчество-дети".

  2. А.Е.Антипина. "Театрализованная деятельность в детском саду, Игры, упражнения, сценарии". М.: Сфера, 2006 г.

  3. Л.В.Артёмова. "Театрализованные игры дошкольников". М.: Просвещение, 1991 г.

  4. О.А.Куревина. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей. М.: Линка-пресс, 2003 г.

  5. А.И.Буренина. "Ритмическая мозайка. Программа по ритмической пластике детей". С-Пб, 2000 г.

  6. О.Радынова. "Музыкальные шедевры. Система занятий".

  7. М.Картушина. "Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет". М.: Сфера, 2005 г.

  8. О.В.Гончарова "Театральная палитра".

  9. "Что такое театр". Практическое пособие. М.: Линка-пресс, 1997 г.

  10. Т.Н.Караманенко. "Кукольный театр – детям". М.: Просвещение, 1982 г.

  11. З.Роот. "Песенки и праздники для малышей, Сценарии, ноты". М.: Айрис-пресс, 2005 г.

  12. Выготский А. С. "Воображение и творчество в детском возрасте" - М., Просвещение, 1991.

  13. Воронова В. Я. "Творческие игры старших дошкольников" - М., Просвещение, 1971.

  14. Фесюкова Л. Б. "Воспитание сказкой" - Просвещение, 1990.

  15. Казакова Т. Г. "Развивайте у дошкольников творчество" - М., Просвещение, 1985.

  16. Синицына К. С. "Умные сказки" - М., Просвещение, 1997.

  17. Буренина А. "Театр всевозможного".

  18. Авторская методика Л.В.Гераскиной "От этюда к спектаклю".

  19. Авторская методика Т.А.Боровик "Пути педагогического творчества".

  20. О.В.Гончарова "Театральная палитра". Программа художественно- эстетического воспитания.

1 ноября 2016 в 21:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.