Музыкальный руководитель Шестакова Людмила

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях

 Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающие технологии. На своих занятиях я использую:

Валеологические песенки-распевки.

С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный настрой тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

В свою работу включаю упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачёва и А. Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению. В работе использую оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректирую произношение и активизирую фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж

Делая самомассаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человек позитивное отношение к собственному телу. Ребёнок легко учится этому в игре.

Пальчиковые игры

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идёт при участии жетсов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия

Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Модель реализации современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Подвижные- Как часть музыкального занятия, на утренниках и вечерах развлечениях- Подбираю игры в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация- В зависимости от состояния детей и целей, определяю интенсивность технологии. -Использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика-Индивидуально либо с подгруппой ежедневно-Использую со всеми детьми, особенно с детьми с речевыми проблемами.

Гимнастика дыхательная-В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. -Обеспечиваю проветривание помещения, даю детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Коммуникативные игры -На каждом музыкальном занятии и на утренниках, вечерах развлечения -Строю работу по определенной схеме и из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Валеологические игры 1 раз в неделю -Включаю в работу с детьми в качестве познавательного развития

Самомассаж-В зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы - Объясняю ребенку серьезность процедуры и даю детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

3. Технологии музыкального воздействия

Сказкотерапия - Во второй половине дня Использую занятия для психологической терапевтической и развивающей работы. Дети разыгрываю русские народные сказки.

Технологии музыкального воздействия - В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Фонетическая ритмика- Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. - Провожу в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь движений.

1 ноября 2016 в 21:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.